Введение

Архетип — это психологический образ, модель поведения, набор характеристик, которые складывались многими поколениями до нас с вами.

Архетипы применяются не только к человеку, но и бизнесу, к брендингу. Концепция архетипов даёт наглядное понимание того, каким может быть личный бренд. 

Всего в маркетинге существует 12 таких архетипов. 

Расскажу о каждом более подробно в этой статье. 

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Простодушный 

Основные особенности

очаровательный, оптимистичный и честный.

Характеристика

Простодушный стремится сделать всех вокруг счастливыми. Такие бренды не используют агрессивные маркетинговые подходы или уловки. Ценят простоту и максимально открыты для аудитории. Бренды-простодушного позволяют аудитории ощутить гармонию и окунуться в детство. 

Продукт под архетип:

  • дарит ощущения доброты, оптимизма и беззаботности
  • связан с детьми или семьей
  • использует натуральные составы

Как использовать архетип:

Общаться с пользователями легко и весело, без лишней официальности. Рассказывать трогательные истории, чем естественнее, тем лучше. 

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Мудрец

Основные особенности:

любопытный, интеллектуальный, духовный. 

Характеристика: 

Архетип мудрец стремится к независимости и правде, чтобы выделиться на фоне масс-маркета. Такие бренды обучают аудиторию и поддерживают ее на пути познания. Мудрецы помогают лучше понять мир, стать более эрудированным.

Продукт под архетип:

  • помогает становиться умнее и получать навыки
  • помогает принимать решения
  • расширяет кругозор
  • стоит дороже рынка

Как использовать архетип:

Публиковать обучающий контент, основанный на достоверных исследованиях. Вести открытые дискуссии с аудиторией, фокусироваться на пользе. Заставлять аудиторию думать.

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Маг

Особенности: 

обнадеживающий, мистический, трансформирующий. 

Характеристика:

Архетипу маг интересует, как устроен мир и как его можно улучшить. Архетип становится катализатором интенсивных и быстрых изменений. Данный архетип воплощают мечты в реальность. Бренды-маги направлены на трансформацию реальности. 

Продукт под архетип:

  • использует новые технологии
  • помогает менять взгляды и мнение
  • способствует быстрым изменениям в жизни пользователя

Как использовать архетип:

Транслировать экспертность, акцентировать внимание на быстрых изменениях в жизни после использования продукта, подчеркивать его «магические» свойства.

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Бунтарь

Особенности:

независимый, непредсказуемый, мятежный. 

Характеристика:

Архетип бунтарь нарушает правила и идет против системы. Он ценит свободу и отсутствие границ. Такие бренды всегда немного агрессивны и напористы, ведь для нарушения правил нужна энергия. 

Продукт под архетип:

  • поддерживает аудиторию, чувствующую себя отчужденной
  • представляет теневую нишу
  • идет вразрез существующих стандартов и правил

Как использовать архетип:

Ломать рамки и удивлять аудиторию. Идти против общественного мнения. Поднимать провокационные темы. Усиливать до абсурда и высмеивать существующие тренды, подмечать минусы привычной жизни.

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Славный малый

Особенности: 

аутентичный, скромный, дружелюбный. 

Характеристика:

Архетип Славный малый старается не выделяться из общества, он не терпит роскошь и стремится максимально вписаться в компанию. Бренды-друзья стараются понравиться аудитории, подчеркивают общность и глубинные ценности, создают гостеприимную атмосферу. 

Продукт под архетип:

  • помогает почувствовать принадлежность
  • продвигает простые человеческие ценности: добро, любовь, верность, честь
  • поднимает настроение

Как использовать архетип:

Выбирать темы, которые близки и интересны аудитории. Разделить ценности пользователей и показывать, что вы принимаете их такими, какие они есть

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Шут

Особенности: 

игривый, оптимистичный, веселый. 

Характеристика: 

Архетип шут стремится к тому, чтобы хорошенько повеселиться в кругу друзей, не боится нарушать правила, но делает это не из-за желания сломать рамки, а потому что это весело. Он импульсивен и безудержен, мыслит нестандартно и любит креатив. Бренд-шут — это душа компании, которая способна объединять и сближать людей. 

Продукт под архетип:

  • развлекает пользователя
  • позволяет почувствовать молодость души
  • помогает людям весело провести время

Как использовать архетип:

Придумывать привычным вещам необычные предназначения. Избегать обычной рекламы. Креативить, шутить, сохранять позитивный настрой. Обыгрывать даже неудачи и провалы. Все, что вы делаете, должно вызывать улыбку.

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Заботливый 

Особенности: 

заботливый, обнадеживающий, оберегающий. 

Характеристика:

Архетип заботливый стремится к тому, чтобы окружить людей теплом и вниманием, поддержать в любой ситуации. Он выступает в роли родителя, который любит своих детей, что бы они не делали. Заботливые бренды создают безопасное пространство и позволяют пользователям чувствовать защищенность.

Продукт под архетип:

  • связан с безопасностью и заботой о других
  • помогает заботиться о себе
  • связан с наставничеством, медициной или благотворительностью

Как использовать архетип:

Акцентировать внимание на сервисной поддержке, которая придет на помощь в любое время. Создавать ощущение персонализированного подхода для каждого. Общаться тепло и участливо, отвечать даже на самые незначительные вопросы. Отношения с пользователем должны напоминать семейные

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Творец

Особенности:

вдохновляющий, увлеченный, удивляющий. 

Характеристика:

Архетип творец стремится к тому, чтобы постоянно создавать новое и преобразовывать старое, всегда имеет свою точку зрения и не боится идти в разрез с мнением окружающих. Бренды-творцы ценят самовыражение, талант и приглашают каждого воплотить его видение в жизнь, ориентированы на результат, а не хаотичное создание инновационных продуктов. 

Продукт под архетип:

  • помогает почувствовать себя творческим человеком
  • противопоставляется масс-маркету
  • позволяет пользователю почувствовать уникальность

Как использовать архетип:

Создавать новое и не бояться нестандартных решений. В коммуникациях быть открытыми и увлеченными, рассказывать о новых идеях, спрашивать мнение аудитории

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Влюбленный 

Особенности: 

чувственный, чуткий, успокаивающий. 

Характеристика: 

Архетип влюбленный наслаждается жизнью, используя все свои чувства. Этот архетип стремится к близости, эстетике и страсти. Бренды-влюбленные заставляют чувствовать себя особенным. 

Продукт под архетип:

  • доставляет удовольствие
  • помогает найти пару
  • помогает сохранить привлекательность
  • связан с эстетикой и изысканностью

Как использовать архетип:

Задействовать все органы чувств человека. Даже в текстах описывать ароматы, вкусы, тактильные ощущения, если это возможно. Создавать запоминающийся и приятный визуал. Общаться так, чтобы пользователь ощущал, будто с ним флиртуют. 

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Правитель

Особенности: 

доминирующий, влиятельный, успешный. 

Характеристика:

Архетип правитель стремится к власти, чтобы иметь возможность контролировать и упорядочивать. Стратегия брендов-правителей заключается в том, чтобы поддерживать чувство уважения к целевой аудитории, помогать ей становиться авторитетнее. Они передают чувство превосходства и исключительности. 

Продукт под архетип:

  • помогает чувствовать статус и влиятельность
  • связан с заработком денег
  • упрощает деловую жизнь

Как использовать архетип: 

Фокусироваться на достижениях бренда и успехах, которых пользователь может достичь вместе с продуктом. Общаться уважительно и достаточно официально, будто с деловым партнером. Искать к каждому персонализированный подход.

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Искатель 

Основные особенности:

любопытный, независимый, свободный. 

Характеристика:

Архетип искатель стремится к новым впечатлениям и открытиям. Ему нравится неопределенность и риск, а больше всего он ненавидит обыденность и скуку.

Продукт под архетип: 

  • помогает людям лучше понять себя
  • вдохновляет
  • помогает выразить индивидуальность
  • формирует опыт, который захватывает дух

Как использовать архетип:

Призывать аудиторию пробовать новое и не бояться трудностей. Рассказывать, как бренд помогает получать новый опыт и эмоции. Рассказывать о приключениях пользователей вместе с вашим продуктом.

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Герой

Особенности:

отважный, смелый, решительный. 

Характеристика:

Архетип герой стремится спасти мир, найти путь из любой безвыходной ситуации. Он готов приносить в жертву старые решения, которые больше не работают, чтобы стать лучшей версией себя. Бренды-герои вдохновляют аудиторию на борьбу, изменения и самосовершенствование. 

Продукт под архетип:

  • приносит пользователю перемены через преодоление трудностей
  • решает социальные проблемы или вдохновляет на это других
  • помогает выполнять тяжелую работу
  • помогает становиться сильнее во всех смыслах

Как использовать архетип:

Показывать трудности, которые успешно преодолеваете, напоминайте аудитории об амбициозных целях, к которым вы стремитесь. Рассказывать истории реальных людей, которые с помощью вашего продукта/услуги улучшили свою жизнь.

Бонус читателям

Если вы хотите глубже познакомиться с архетипами, разобраться в их визуальном стиле и освоить систему продаж по архетипам, то приобретайте авторский Воркбук «Продажи через архетипы».

БАЗА ЗНАНИЙ

Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Как построить личный бренд эксперту? Часть 3

Как сделать упаковку блога, которая будет продавать за вас? Читайте подробно в этой статье. ↓
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Как построить личный бренд эксперту? Часть 2

Как найти свою уникальность? Как отстраниться от конкурентов и быть востребованным? Этими вопросами я начала...
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Как построить личный бренд эксперту? Часть 1

Построение личного бренда для эксперта в соцсетях.
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Руководство по созданию стратегии продвижения в соцсетях

📔Как создать маркетинговую стратегию в соцсетях за 9 шагов
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Основные векторы продвижения в соцсетях в 2025 году

Сегодняшние реалии требуют от бизнеса и экспертов новых подходов к продвижению в социальных сетях. 📘Эта статья...
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Как поднять продажи на Новый год

Новый год отличное время для экспертов и специалистов, которые хотят увеличить доход и привлечь внимание к своим...
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Как продавать через сообщество Вконтакте

ВКонтакте — крупнейшая соцсеть для бизнеса. После блокировки иностранных ресурсов это самая перспективная площадка...
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

25 способов превратить знания в доход

Запуски — это мощный инструмент для монетизации знаний и навыков. Выбирая правильные стратегии запуска, можно...
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Как определить, находится ли ваш личный бренд в хаосе?

Стратегия в личном бренде — это детальный план действий, который помогает построить и развить вашу уникальную...
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Эволюция монетизации личного бренда

Эволюция монетизации личного бренда — это процесс, который постепенно изменялся и адаптировался к новым реалиям...
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Оценка бренд архетипа

Пошаговое руководство активации бренд-архетипа
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Продюсер VS бренд-стратег

Чем продюсер отличается от бренд-стратега и наставника?
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Доверительный маркетинг в блоге

Как изменятся продажи в 2024? Какие важные перемены ждёт рынок соцсетей?
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Как найти свою уникальность в современным мире?

Как научиться транслировать в блоге свою уникальность и выделяться среди конкурентов благодаря архетипам бренда?
Типы Бренда. Как создать сильный бренд по архетипу?

Продающий визуал блога

Как с первых секунд доносить до аудитории, что вы профессионал своего дела без слов? Читайте в новой статье.

Тест по определению уровня бренда 🚀

Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта. Если Вы продолжите навигацию, для нас это будет означать, что Вы принимаете нашу Политику конфиденциальности.